Российская общественная академия голоса
* * *
Voice academy IALP Лор клиника Льва Рудина

Журнал "Голос и речь" N2(4) 2011

"Голос и речь" 2(4) 2011

Содержание


УДК 616.2

Значение улучшенного носового дыхания у пациентов с нарушением голосовой функции

© Анготоева И.Б., Исабаева Н.В., 2011
1. канд. мед. наук, доц. кафедры оториноларингологии ГОУ ДПО РМАПО (ректор - Засл. врач РФ, д-р мед. наук, проф., акад. РАМН Л.К. Мошетова);
2. аспирант ФГУ "Учебно-научный медицинский центр" Управления делами Президента РФ (проф. А.М. Мкртумян)

Изучено влияние носового дыхания на функциональное состояние гортани. Пациентам с искривлением носовой перегородки проводились видеостробоскопическое исследование гортани и акустический анализ голоса до септопластики и после. Отмечено достоверное улучшение видеостробоскопической картины и следующих параметров акустического анализа голоса: время максимальной фонации, расширение тонального диапазона, изменение частоты основного тона.

Ключевые слова: носовое дыхание, акустический анализ голоса, функциональные дисфонии.

Библиография: 7 источников.

Importance of improved nasal breathing among patients with vocal function disfunction

© Angotoeva I.B., Isabaeva N.V., 2011
1. Ph. D. med. scient., doc. of the department of otolaryngology of State Educational Institution of Additional Professional Education Russian Medical Academy of Post-Graduate Education (rector - Honored doctor of the Russian Federation, D. med. scient., prof., acad. Of Russian Academy of Medical Sciences L.K. Moshetova);
2. Federal State Institution "Educational and scientific medical center" of the Department of Presidential Affairs of the Russian Federation (prof. А.М. Mkrtumyan)

The impact of nasal breathing on the functional state of larynx has been studied. Patients with deflected septum underwent videostroboscopic larynx analysis and acoustic voice analysis before and after septoplasty. Positive improvement of videostroboscopic view and the following parameters of acoustic voice analysis: time of maximal phonation, broadening of tonal range, changes of basic tone frequency were detected.

Keywords: nasal breathing, acoustic voice analysis, functional disphonia.

Bibliography: 7 sources.

Вернуться к оглавлению


УДК 616.22

Влияние неблагоприятных условий труда на заболеваемость вокалистов

© Аникеева З.И., 2011
д-р мед. наук, врач-отоларинголог ЗАО "Медицинские услуги" ДЦДЛ им. Н.А. Семашко (главный врач - канд. мед. наук А.Ю. Нестеровская)

При обращаемости к отоларингологу (фониатру) вокалисты предъявляли жалобы на охриплость, ухудшение акустических свойств голоса, кашель и боль в горле. Основной причиной при их формировании служили: профессиональный фактор, эмоциональный стресс, нарушение режима труда и отдыха, несовершенная вокальная техника. Временная утрата трудоспособности (ВУТ) среди певцов различных категорий обусловлена болезнями органов дыхания в 70-85%, удельный вес заболеваний гортани колеблется от 36 до 52%. В структуре заболеваний гортани первое место занимают функциональные нарушения (27%), второе место - органические изменения голосовых складок (15,4%), третье место - сочетанная патология респираторного тракта и гортани (16,6%). Острые ларингиты составляли 8,1%, хронические ларингиты - 1,8%.

Ключевые слова: заболеваемость вокалистов по обращаемости, заболеваемость с временной утратой трудоспособности (ВУТ), структура заболеваний гортани, гигиена труда, нарушение санитарно-гигиенических норм театральных помещений, основные симптомы заболеваний гортани, голосовые складки.

Библиография: 16 источников.

Impact of the erroneous work conditions on the vocalists' morbidity rat

© Anikeeva Z.I., 2011
Dr. scient. med, otolaryngologist, CJSC "Medical services DCCL named after N.A. Semashko" (medical director, Ph. D. scient.med A. Yu. Nesterovskaya)

While seeing an otolaryngologist (phoniatrist) vocalists complained of hoarseness, acoustic features of voice decrement, cough and sore throat. The main reasons of their formation were: professional factor, emotional stress, schedule of work and rest break, imperfect vocal technique. Temporary loss of workability among singers of different categories is due to respiratory organs diseases in 70-85%, the proportion of larynx diseases is within the range 36-52%. In the structure of larynx diseases the first place is taken by functional abnormalities (27%), the second place is taken by organic changes in vocal cords (15,4%), the third place is taken by complex pathology of the respiratory tract and larynx (16,6%). Acute laryngitis compose 8,1%, chronic laryngitis takes 1,8%.

Keywords: vocalists' morbidity by appealability, morbidity with the temporary loss of workability, larynx diseases structure, factory hygiene, sanitary-hygienic standards of fit-up rooms violation, main symptoms of larynx diseases, vocal cords.

Bibliography: 16 sources.

Вернуться к оглавлению


УДК 616.2

Этиопатогенетические принципы классификации заболеваний голосового аппарата и формулировки фониатрического диагноза

© Рудин Л.Б., 2011
канд. мед. наук, доц., ФГУ "Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова" Министерства обороны РФ (директор - Заслуженный работник культуры РФ Л.И. Малев); вед. научн. сотр. ФГУ "Научно-клинический центр оториноларингологии ФМБА России" (директор - проф. Н.А. Дайхес)

Данная дискуссионная статья является попыткой систематизировать мнения, накопленные на сегодняшний день в фониатрии, касающиеся классификации заболеваний голосового аппарата, и сформулировать унифицированные принципы формулировки фониатрического диагноза. Также в статье приводятся собственные взгляды и выводы автора, основанные на более чем 10-летнем наблюдении за солистами, артистами хора музыкальных театров, студенческим контингентом вокальных и актёрского факультетов. Принципиально новый взгляд на проблему позволяет формулировать в фониатрии развёрнутый клинический диагноз, реабилитирующий в отоларингологии и фониатрии один из главных принципов медицины - преемственность. Реализация в фониатрию ряда унифицированных методических принципов, в том числе единой классификации, сегодня представляется особо актуальной в свете подписанного 28 февраля 2011 г. Приказа Минздравсоцразвития РФ N155н, открывающего новые перспективы для развития отечественной отоларингологии и фониатрии.

Ключевые слова: классификация заболеваний голосового аппарата, этиопатогенетические принципы, унифицированные принципы формулировки фониатрического диагноза, дисфония.

Библиография: 11 источников.

Ethiopathogenetic principles of vocal apparatus diseases classification and phoniatric diagnosis formulation

© Rudin L.B., 2011
Ph.D. in medical sciences, docent, Federal State Institution "Academic Song and Dance of the Russian Army named after A.V. Alexandrov" of the Ministry of Defence of the Russian Federation (director - Honored cultural professional of the Russian Federation L.I. Malev), leading research officer, Federal State Institution "Scientific Clinical Center of Otolaryngology of Federal Medical and Biology Agency of Russia" (director - professor N.A. Daykhes)

This discussion article is an attempt to systematize the opinions, having been gathered by today in phoniatry, regarding vocal apparatus diseases, and formulate standardized principles of formulating a phoniatric diagnosis. Also the article contains the author's personal views and conclusions, based on more than 10 years of watching solo-singers, musical theater chore performers, vocal and actorsdepartment students. A crucially new view of the problem allows one to formulate an expanded clinical diagnosis in phoniatry, which rekindles one of the main principles of medicine in otolaryngology and phoniatry in particular - the principle of succession. The realization of a range of standardized methodical principles, including the common classification, is up-to-date in light of the Order of the Ministry of Health of the Russian Federation №155n of February, 28, 2011, opening a new prospect for development of Russian otolaryngology and phoniatry.

Keywords: vocal apparatus diseases classification, ethiopathogenetic principles, standardized principles of formulating a phoniatric diagnosis, disphonia.

Bibliography: 11 sources.

Вернуться к оглавлению


УДК 612.78:378.6

Генетические и физиологические предпосылки в формировании голоса у студентов вокальных отделений творческих вузов

© Садретдинова Р.М., 2010
аспирант кафедры оториноларингологии ГОУ ВПО "Оренбургская государственная медицинская академия Росздрава" (ректор - проф. В.М. Боев)

В статье описана методика прогнозирования генетических способностей (дерматоглифика) и оценка функционального состояния ЦНС и ССС в процессе вокального обучения в творческих вузах.

Ключевые слова: генетика, дерматоглифика, учебный процесс.

Библиография: 7 источников.

Genetic and physiological preconditions for the formation of voice of students of the vocal departaments of creative high schools

© Sadretdinova R.M., 2010
postgraduate student of otolaryngological department of the state educational institution of higher professional education "Orenburg State Medical Academy of Roszdrav" (rector - professor V.M. Boev)

The article describes the technique of forecasting of genetic abilities (dermatoglifika) and assessment of the functional state of the central NERVOUS system and CARDIOVASCULAR in the process of vocal training in arts Institutions.

Keywords: genetics, dermatoglyfica, educational process.

Bibliography: 7 sources.

Вернуться к оглавлению


УДК 784

Структура социально-педагогической модели сохранения и укрепления здоровья детей и возможности её реализации (на примере крупного промышленного города)

© Волосовец Т.В., 2011
канд. пед. наук, директор Учреждения РАО "Институт психолого-педагогических проблем детства"

В статье представлена структура социально-педагогической модели сохранения, укрепления здоровья учащихся, воспитанников и педагогов образовательных учреждений. Актуальность проблемы определяется её социально-педагогической значимостью. В рамках исследования представлены результаты реализации программы "Образование и здоровье" в социально-педагогическом пространстве крупного промышленного города.

Ключевые слова: структура социально-педагогической модели сохранения, укрепления здоровья учащихся, ценностное отношение к здоровью, здоровый образ жизни, здоровьесберегающая деятельность, адаптивно-развивающая образовательная среда, процесс воспитания и обучения, реализация образовательной программы.

Библиография: 13 источников.

Structure of socio-pedagogical model of saving and supporting children's health and abilities of its realization (by example of a big industrial city)

© Volosovets T.V., 2011
Ph. D. ped. scient., director of the Institution of the Russian Academy of Education "Institute of psycho-pedagogical problems of childhood"

The structure of a socio-pedagogical model of saving and supporting pupils', schoolchildren's and school teachers' health is presented in the article. The applicability of the problem is defined by its socio-pedagogical value. Within the investigation the results of the realization of the program "Education and health" in the socio-pedagogical scope of a big industrial city are presented.

Keywords: the structure of a socio-pedagogical model of saving and supporting pupils' health, axiological approach to health, healthy lifestyle, health-saving activity, adaptive and developing educational milieu, a process of upbringing and educating, educational program realization.

Bibliography: 13 sources.

Вернуться к оглавлению


УДК 376

Изучение педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития

© Есипова Т.О., Семёнова Л.М., 2011
1. аспирант кафедры технологий психолого-педагогического и специального образования;
2. член Международной академии наук педагогического образования, канд. биол. наук, проф. кафедры технологий психолого-педагогического и специального образования ФБГОУ ВПО "Орловский государственный университет" (ректор - Заслуженный работник высшей школы РФ, Почётный работник высшего профессионального образования РФ, д-р пед. наук, проф. Ф.С. Авдеев)

В статье приводятся данные изучения педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития. Представлены результаты обследования 93 родителей, дети которых посещают специализированные группы дошкольных образовательных учреждений. Результаты исследования свидетельствуют о недостаточной сформированности личностного, теоретического и практического компонентов педагогической компетентности родителей.

Ключевые слова: компетентность, педагогическая компетентность родителей, задержка психического развития, педагогическая помощь, коррекция.

Библиография: 7 источников.

Examination of pedagogical competency of parents, who bring up children with mental retardation

© Esipova T.O., Semenova L.М., 2011
1. postgraduate of the department of psycho-pedagogical and vocational training technologies;
2. member of the International Science Academy of Pedagogical Education, Ph. D. biolog.scient., professor of the department of psycho-pedagogical and vocational training technologies of the FSEI of Higher Professional Education, Federal State Educational Institution of Higher Professional Education "Orel State University" (rector - honored cultural professional of the higher school of the Russian Federation, Honored worker of higher professional education of the Russian Federation, D. ped. scient., prof. F.S. Avdeev)

The article contains the results of the examination of pedagogical competency of parents, who bring up children with mental retardation. There are the results of the examination of 93 parents, whose children attend specialized groups of preschool educational institutions. The results of the examination highlight the insufficient formation of personal, theoretical and practical components of parents' pedagogical competency.

Keywords: competency, parents' pedagogical competency, mental retardation, pedagogical assistance, correction.

Bibliography: 7 sources.

Вернуться к оглавлению


УДК 784

К вопросу о вокальном дыхании

© Филиппов А.В., 2011
канд. пед. наук, доц. Педагогического института ФГОУ ВПО "Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского" (ректор - д-р физ.-мат. наук, проф. Л.Ю. Коссович)

Статья посвящена проблемам развития техники вокального дыхания. В ней на основе изучения библиографической и научно-методической литературы, наблюдения за певцами, опроса педагогов и вокалистов, анализа певческого и педагогического опыта автора сделана попытка выявить сущность и дать определение такому комплексному понятию, как вокальное дыхание. Изложенные определения и выводы, по мнению автора, позволяют оптимизировать работу педагога-вокалиста, дать правильное направление певцу в поисках одного из фундаментальных аспектов вокальной техники.

Ключевые слова: дыхание, вокальное дыхание, опора дыхания, вдыхательная установка, голосовые складки, подскладочное давление, вокальный зевок, натяжение складок.

Библиография: 11 источников.

Vocal breathing

© Philippov A.V., 2011
Ph. D. ped. scient., docent of The Teacher Training Institute of Federal State Educational Institution of Higher Professional Education "Saratov State University named after N.G. Chernyshevskiy" (rector - D. phys.-mathem. scient., prof. L.Yu. Kossovich)

The article is devoted to the problems of development of technique of the vocal breathing. On the basis of study of biographic and scientific-methodical literature, watching singers, questioning of teachers and vocalists, analysis of vocal and pedagogical experience of author an attempt to expose essence and give determination such complex concept as vocal breathing is done in it. The expounded determinations and conclusions, in author's opinion, allow one to optimize work of teacher-vocalist, to give correct direction a singer in search of one of fundamental aspects of vocal technique.

Keywords: breathing, vocal breathing, rest of breathing, inspiration set, vocal chords, subglottal pressure, vocal yawn, tension of vocal chords.

Bibliography: 11 sources.

Вернуться к оглавлению


УДК 378:784

Песни печали и безграничной радости
Две редакции хорового концерта Е.Подгайца

© Марцинкевич А.А., 2011
аспирант ФГОУ ВПО "Академия хорового искусства имени В.С. Попова" (ректор - Н.Н. Азаров)

В концерте для смешанного хора "Псалмы царя Давида" московский композитор Ефрем Подгайц воплотил оригинальную трактовку древних сакральных текстов. Существенно переработав партитуру и изменив драматургический план произведения, автор создал версию для детского хора и камерного оркестра. Сравнение двух редакций позволяет рассмотреть специфику интерпретации вечных тем в музыке для различных хоровых составов с учётом особенностей певческой физиологии и психологии разных возрастных групп.

Ключевые слова: Ефрем Подгайц, псалмы, смешанный хор, детский хор, музыкальная драматургия, хоровая фактура.

Библиография: 2 источника.

Songs of melancholy and endless joy
Two editions of the chore concert of E.Podgayts

© Martsinkevich A.A., 2011
Postgraduate of the Federal State Educational Institution of Higher Professional Education "Academy of chore art named after V.S. Popov" (rector - N.N. Azarov)

In the concert for a mixed chore "The Psalms of King David" the composer from Moscow Efrem Podgayts fulfilled the original interpretation of the ancient sacred texts. Having considerably remade the score, the author created a version for a children's chore and a chamber orchestra. The comparison of the two editions allows one to view the specific of the interpretation of eternal topics in music for different chore co-operations, in view of peculiarities of a singer's physiology and psychology of different age groups.

Keywords: Efrem Podgayts, the Psalms, mixed chore, children's chore, musical dramaturgy, chore pattern.

Bibliography: 2 sources.

Вернуться к оглавлению

© Российская общественная академия голоса, 2007-2015