Журнал "Голос и речь" N3(5) 2011

Содержание


УДК 612.8/.78:616.092:378

О значении критических периодов в вокальной педагогике (обзор-лекция)

© Арабей А.А., 2011
врач-оториноларинголог, фониатр ГУЗ г. Москвы Детская городская поликлиника N91 Управления Здравоохранения Южного административного округа (главный врач - М.В. Левитский)

Библиография: 20 источников.

Вернуться к оглавлению


УДК 613.6:612.78:616.22

Первичная профилактика дисфоний у вокалистов: определение ориентировочных норм вокальных нагрузок

© Л.Б. Рудин, 2011
канд. мед. наук, доцент, вед. науч. сотр. ФГУ "Научно-клинический центр оториноларингологии ФМБА России" (директор - проф. Н.А. Дайхес)

Залогом сохранения здоровья и высокой производительности труда является организация здорового образа жизни и рациональный режим труда и отдыха. Оптимизация режима труда и отдыха вокалистов не может быть решена без разработки и утверждения норм вокальных нагрузок. В данной статье рассматривается проблема дифференцировки вокальных нагрузок и предлагается статистический расчёт ориентировочных минимальных, оптимально-допустимых и максимальных голосовых нагрузок на основе интервьюирования вокалистов и динамического наблюдения за ними в процессе профессиональной деятельности.

Ключевые слова: интервьюирование вокалистов, дифференцировка вокальных нагрузок, ориентировочные нормы вокальных нагрузок, оптимизация режима труда и отдыха вокалистов.

Библиография: 24 источника.

Primary prevention of dysphonias in vocalists: determination of approximate norms of vocal charges

© L.B. Rudin, 2011
Candidate of Medical Sciences, Assistant Professor, Research Officer of the Federal State Establishment "Scientific and Clinical Otorhinolaryngology Center of the Federal Medical Biological Agency of Russia" (director - Professor N.A. Daikhes)

Organization of a healthy mode of life and a rational work-rest distribution is a guarantee of health maintenance and high labour efficiency. Optimization of the work-rest distribution of vocalists can't be solved without development and approval of vocal load norms. This article presents the issue of vocal loads differentiation and offers a statistical calculation of approximate minimal, optimalallowable and maximal voice loads on the basis of interviewing of vocalists and their follow-up in the process of the professional activity.

Keywords: interviewing of vocalists, differentiation of vocal charge, approximate norms of vocal charges, optimization of the work-rest distribution of vocalists.

Bibliography: 24 sources.

Вернуться к оглавлению


УДК 616.22

Клиникофункциональное состояние гортани при разучивании нового вокального материала

© Л.Б. Рудин, 2011
канд. мед. наук, доцент, вед. науч. сотр. ФГУ "Научно-клинический центр оториноларингологии ФМБА России" (директор - проф. Н.А. Дайхес)

Разучивание нового вокального материала является неотъемлемой частью творческой жизни любого вокалиста. На основании многочисленных наблюдений достоверно доказано, что данный вид деятельности оказывает значительное влияние на клинико-функциональное состояние гортани, способствует возникновению как функциональной, так и органической патологии голосовых складок и должен быть подчинён определённым охранительным принципам.

Ключевые слова: ларингостробоскопия, разучивание, новый вокальный материал, дисфонии, нормы голосовых нагрузок.

Библиография: 10 источников.

Clinical and functional state of larynx when practicing new vocal material

© L.B. Rudin, 2011
Candidate of Medical Sciences, Assistant Professor, Research Officer of the Federal State Establishment "Scientific and Clinical Otorhinolaryngology Center of the Federal Medical Biological Agency of Russia" (director - Professor N.A. Daikhes)

Practicing of a new vocal material is an integral part of the artistic life of any vocalist. On the basis of numerous observations it was proved that this type of activity has a significant impact on the clinical and functional state of the larynx, contributes to occurrence of the functional and organic pathology of vocal cords and must be subject to certain protective principles.

Keywords: laryngostroposcopy, practicing, new vocal material, dysphonias, norms of vocal loads.

Bibliography: 10 sources.

Вернуться к оглавлению


УДК 613.6:612.78:616.22

Первичная профилактика дисфоний у вокалистов: оптимизация голосовых нагрузок при разучивании нового вокального материала

© Л.Б. Рудин, 2011
канд. мед. наук, доцент, вед. науч. сотр. ФГУ "Научно-клинический центр оториноларингологии ФМБА России" (директор - проф. Н.А. Дайхес)

Разучивание нового вокального материала оказывает значительное влияние на клинико-функциональное состояние гортани, способствуя возникновению как функциональных, так и органических изменений голосовых складок, и должно быть подчинено определённым охранительным принципам. Впервые предлагаются ориентировочные нормы нагрузок и принципы оптимизации режима труда и отдыха при разучивании нового вокального репертуара.

Ключевые слова: разучивание, новый вокальный материал, нормы голосовых нагрузок, оптимизация режима труда и отдыха.

Библиография: 13 источников.

Primary prevention of dysphonias in vocalists: optimization of voice loads when practicing new vocal material

© L.B. Rudin, 2011
Candidate of Medical Sciences, Assistant Professor, Research Officer of the Federal State Establishment "Scientific and Clinical Otorhinolaryngology Center of the Federal Medical Biological Agency of Russia" (director - Professor N.A. Daikhes)

Practicing of a new vocal material exerts significant impact on the clinical and functional state of the larynx, contributing to occurrence of the functional and organic pathology of vocal cords and must be subject to certain protective principles. The author of the article offers for the first time the approximate norms of loads and principles of the work-rest distribution when practicing new vocal repertoire.

Keywords: practicing, new vocal material, norms of voice loads, optimization of work-rest distribution.

Bibliography: 13 sources.

Вернуться к оглавлению


УДК 616.22/.056-3/.053.2

Охриплость и аллергия у детей

© Шкелковска А., Влодарцык Э., Скаржинский П.Х., Ратынска И., Скаржинский Х., 2011
1 - д-р мед. наук, врач-оториноларинголог, аудиолог, фониатр (а,в)
2 - д-р мед. наук, аудиолог, фониатр, логопед (а)
3 - д-р мед. наук, магистр по управлению (а,б)
4 - д-р мед. наук, врач-оториноларинголог, аудиолог, фониатр (а)
5 - д-р мед. наук, профессор, врач-оториноларинголог, аудиолог, фониатр (а,в)
а. Международный Центр Слуха и Речи Института Физиологии и Патологии Слуха, Варшава, Польша (директор - проф. Хенрык Скаржинский)
б. Институт Органов Чувств, Каетаны, Польша (директор - Пётр Хенрык Скаржинский)
в. Музыкальный Университета Фредерика Шопена, Варшава, Польша (ректор - проф. Станислав Морито)

Целью работы был анализ частоты проявления аллергии у детей с расстройствами голоса и оценка качества голоса у этих детей. Материал в работе представлен группой из 110 детей в школьном возрасте от 7 до 12 лет, которые обратились в Клинику Фониатрии ИФПС в Варшаве с жалобой на хрипоту. Выбор обследуемой группы имел случайный характер. На основании собранного у родителей анамнеза были заполнены анкеты, проведено ларингологическо-фониатическое, эндоскопическое обследования и акустический анализ голоса. Результаты исследования выявили, что аллергия - это значимый фактор в этиопатогенезе расстройств голоса у детей, особенно в случае узелков голосовых складок. Изменения в акустической структуре голоса, зарегистрированные в обследованной группе, касались нарушений параметров основной частоты, амплитуды и шумовых показателей. Не определено, однако, значительных различий в показателях акустических параметров голоса у детей с установленной и неустановленной аллергией.

Ключевые слова: акустический анализ голоса, хрипота у детей, аллергия.

Библиография: 12 источников.

Нoarseness and allergy in children

© Szkielkowska A., Wlodarczyk E., Skarzynski P.H., Ratynska J., Skarzynski H., 2011
1 - Doctor of Medicine, otolaryngologist, audiologist, phoniatrist (a,c)
2 - Doctor of Medicine, audiologist, phoniatrist, speech therapist (a)
3 - Doctor of Medicine, master of management (a,b)
4 - Doctor of Medicine, otolaryngologist, audiologist, phoniatrist (a)
5 - Doctor of Medicine, professor, otolaryngologist, audiologist, phoniatrist (a,c)
a - International Center of Hearing and Speech, Institute of Physiology and Pathology of Hearing, Warsaw, Poland (director - Professor, Henryk Skarzhinski)
b - Institute of Sense Organs, Kajetany, Poland (director - Pyotr Henryk Starzhinski)
с - The Fryderyk Chopin University of Music, Warsaw, Poland (rector - Professor Stanislav Morito)

The aim of our work was the analysis of allergy incidence in children with voice disorders and assessment of the quality of their voice. The material was based on the random sampling of 110 children aged 7-12 who applied to the Clinic with complaints of hoarness. The questionnaire, ENT and phoniatric examinations were performed. Additionally, the endoscopic examinations of larynx and acoustic analysis of voice with the use of KAY digital spectograph were conducted. Our studies showed that the allergy is the significant factor in etiology of voice disorders in children, especially in case of nodules of vocal cords. Changes in the acoustic structure of the voice that were registered in the researched sample included frequency, amplitude and noise parameters. The findings revealed that there are no significant differences in values of all acoustic parameters between children with allergy and without.

Keywords: acoustic analysis, hoarseness, voice of children.

Bibliography: 12 sources.

Вернуться к оглавлению


УДК 792:378:612.789

Кафедре сценической речи Театрального института имени Бориса Щукина 35 лет

© А.М. Бруссер, 2011
Заслуженный работник высшей школы РФ, Почётный работник образования г. Москвы, канд. пед. наук, профессор кафедры сценической речи ФГБОУ ВПО "Театральный институт имени Бориса Щукина при Государственном Академическом театре имени Евг. Вахтангова" (ректор - Народный артист РФ, Лауреат Государственной премии РФ, проф. Е.В. Князев)

В статье прослеживается историческое развитие кафедры сценической речи Театрального института имени Бориса Щукина, рассматриваются основные принципы преподавания, сопоставляются и анализируются традиции и новации вахтанговской школы. Автор делает вывод, что отличительной чертой преподавания сценической речи Института является системный подход в обучении всех профилирующих дисциплин театрального образования.

Ключевые слова: методика преподавания, межкафедральное взаимодействие, общегуманитарное направление, педагогическая индивидуальность.

Библиография: 4 источника.

35th anniversary of the stage speech department of Boris Schukin Theatrical Institute

© А.М. Brusse, 2011
Honored Higher School Employee of the RF, honored employee of education of Moscow, candidate of pedagogical sciences, Professor of Stage Speech Department of the Federal State Budget Educational Establishment of Higher Professional Education "Boris Schukin Theatrical Institute of Evgeny Vakhtangov State Academic Theatre" (rector - People's Artist of the Russian Federation, Laureate of State Prize of the Russian Federation, Professor E.V. Knyazev)

The article shows the historic development of the stage speech department of the Borish Schhukin Theatrical Institute, major teaching principles are observed, traditions and innovations of Vakhtangov School are compared and analyzed. The author comes to conclusion that a distinctive feature of stage speech teaching of the Institute is a systemic approach to teaching to all major subjects of theatrical education.

Keywords: method of teaching, interdepartmental cooperation, general human direction, pedagogic individuality.

Bibliography: 4 sources.

Вернуться к оглавлению


УДК 612.78:378

Основные недостатки певческого голоса и речи и пути их преодоления (из опыта педагогической работы)

© Агин М.С., 2011
Заслуженный деятель искусств РФ, Заслуженный работник высшей школы РФ, канд. пед. наук, проф. ФГБОУ ВПО "Российская академия музыки имени Гнесиных" (ректор - Заслуженный деятель искусств РФ, проф. Г.В. Маяровская)

Статья посвящена проблемам, связанным с работой по исправлению основных недостатков голоса и речи у певца академического профиля. В ней на основе большого педагогического опыта и обзора литературы показаны основные недостатки певческого голоса и речи и предложены пути их преодоления.

Ключевые слова: академическое пение, тембр голоса, певческое дыхание, интонирование, регистры, вибрато, резонаторы, форсировка звука, разборчивость вокальной речи, фальцетно-микстовая манера пения.

Библиография: 18 источников.

Major drawbacks of singing voice and speech and ways to overcome them (on the basis of pedagogic work experience)

© Agin M.S., 2011
Honoured Art Worker of RF, Honoured Higher Education Establishment Employee of RF, Candidate of Pedagogical Sciences, Professor of the Federal State Budget Educational Establishment of Higher Professional Education Gnesiny Russian Academy of Music (rector - Honoured Art Worker, Professor G.V. Mayarovskaya)

The article deals with problems related to correction of major deficiencies of voice and speech in a singer of academic profile. It shows major drawbacks of singing voice and speech on the basis of the huge pedagogic experience and literature review and methods to overcome them are proposed.

Keywords: academic singing, voice quality, singer's breathing, intoning, registers, vibrato, resonators, boost of sound, legibility of vocal speech, falsetto-mixting manner of singing.

Bibliography: 18 sources.

Вернуться к оглавлению


УДК 784:378

Освоение певческого искусства западноевропейского средневековья: педагогические цель и задачи

© Асташев Д.А., 2011
аспирант кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО "Московский государственный университет культуры и искусств" ректор - проф. Р.Г. Абдулатипов)

Статья вводит в обиход профессиональной музыкальной педагогики системное видение проблемы освоения средневекового певческого искусства. Она направлена на формирование у студентов адекватной профессиональной установки на восприятие старинной практики, логика которой находится за пределами нововременных эталонов тональности, формы, нотации.

Ключевые слова: певческая практика западноевропейского Средневековья, инорациональный опыт, формирование профессионально значимых знаний, базовые образовательные единицы.

Библиография: 5 источников.

Mastering of singing art of western european medieval period: pedagogic aims and purposes

© Astashev D.A., 2011
Postgraduate of Pedagogics and Psychology Department of Federal State Budget Educational Establishment of Higher Professional Education Moscow State University of Culture and Arts (rector - Professor R.G. Abdulatipov)

The article implements in use of professional musical pedagogics a system vision of the problem of mastery of the medieval singing art. It's aimed at formation in students of the adequate professional objective at perception of old practice, the logics of which is beyond the modern etalons of mode, form and notation.

Keywords: singing practice of western European middle ages, inorational experience, formation of professionally important knowledge, basic educational units.

Bibliography: 5 sources.

Вернуться к оглавлению


УДК 37

Психолого-педагогические аспекты здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях

© Волосовец Т.В., 2011
канд. пед. наук, директор Учреждения РАО "Институт психолого4педагогических проблем детства"

В статье дан анализ психолого-педагогических аспектов здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях. Освещаются проблемы здоровья и здорового образа жизни в современной педагогической, психологической, медицинской литературе. Представлены основные направления деятельности по психолого-педагогическому сопровождению учащихся. Актуальность проблемы определяется ее социально-педагогической значимостью.

Ключевые слова: психолого-педагогические аспекты здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях, ценностное отношение к здоровью, здоровый образ жизни, здоровьесберегающая деятельность, адаптивно-развивающая образовательная среда, процесс воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, психолого-педагогическое сопровождение учащихся и педагогов в сохранении здоровья.

Библиография: 11 источников.

Psychology-pedagogical aspects of health-saving activities at school

© Volosovets T.V, 2011
Ph. D. ped. scient., director of the Institution of the Russian Academy of Education "Institute of psycho4pedagogical problems of childhood"

This article focuses on title to the analysis of psychology-pedagogical aspects of health-saving activities at school. In the article we can see the analysis of health, health-saving activities problems in the modern pedagogical, psychological and medical literature. The actuality of the problem contains its psychologically-pedagogically value.

Keywords: Key words: psychology-pedagogical aspects of health-saving activities at school, valuable relation to health, adaptation and workability of schoolchildren, health-saving activities, developmental adaptive educational environment, the process of upbringing and education, health-saving techniques, the factual and estimated characteristics.

Bibliography: 11 sources.

Вернуться к оглавлению


УДК 373:612.78

Профессиональная культура общения

© Усанова О.Г., 2011
канд. пед. наук, доцент каф. литературы и русского языка ФГБОУ ВПО "Челябинская государственная академия культуры и искусств" (ректор - проф. В.Я. Рушанин)

Материал посвящён основам коммуникативной культуры, рассматриваемой через совокупность культурообразующих компонентов: эмоциональная культура, или культура чувств, культура общения, культура речи. В работе представлены разработки для практических занятий по культуре профессионального общения и практические задания, направленные на развитие речевой компетенции специалистов, слушателей курсов повышения квалификации, а также для использования в обучении предпринимателей межличностному общению в трудовом коллективе.

Ключевые слова: культура, речевая культура, общение, профессиональное общение.

Библиография: 20 источников.

Professional culture of communication

© Usanova O.G., 2011
Candidate of pedagogical sciences, Assistant Professor of Literature and Russian Language Department of the Federal State Budget Educational Establishment of Higher Professional Education "Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts" (rector - Professor V.J. Rushanin)

The material is devoted to bases of the communicative culture considered through a set of culture-developing components: emotional culture, or culture of feelings, culture of dialogue, the speech standard. The work includes a description of developments of practical training on professional communication culture and practical tasks directed at development of the speech competence of experts, students of the refresher courses as well as for use in training of businessmen to interpersonal communication in a labour collective are presented.

Keywords: culture, speech culture, communication, professional communication.

Bibliography: 20 sources.

Вернуться к оглавлению


УДК 37:612.789

Особенности использования средств повторной номинации как показатель речевого развития младших школьников с общим недоразвитием речи

© Якушева В.В., 2011
доцент кафедры специальной педагогики ФГБОУ ВПО "Смоленский государственный университет" (ректор - проф. Е.В. Кодин)

Статья посвящена проблеме исследования вторичных наименований в речи младших школьников с общим недоразвитием речи. В ней рассматриваются виды замен повторяющегося в речи слова, а также приводятся данные, отражающие особенности использования средств повторной номинации учащимися с нормальным и нарушенным речевым развитием.

Ключевые слова: речевое развитие, младшие школьники, общее недоразвитие речи, вторичные наименования, повторная номинация.

Библиография: 2 источника.

Peculiarities of repeated nomination means as an indicator of speech development of primary school pupils with general underdevelopment of speech

© Yakusheva V.V., 2011
Assistant Professor of Special Pedagogics Department of Federal State Budget Educational Establishment of Higher Professional Education Smolensk State University (rector - Professor E.V. Kodin)

The article deals with the problem of study of secondary nominations in the speech of primary school pupils with general underdevelopment of speech. It considers types of replacements of a word repeated in the speech as well as data are presented reflecting peculiarities of use of repeated nomination means by pupils with normal and disturbed speech development.

Keywords: speech development, primary school pupils, general underdevelopment of speech, secondary nominations, repeated nomination.

Bibliography: 2 sources.

Вернуться к оглавлению


УДК 159.9

Методика "Крик" как проективный способ диагностики страха и агрессии

© Агавелян О.К., Агавелян Р.О., Перевозкин С.Б., Перевозкина Ю.М., Русина Н.В., 2011
1 - д-р психол. наук, профессор ФГБОУ ВПО "Новосибирский государственный педагогический университет" (ректор - проф. А.Д. Герасёв)
2 - д-р психол. наук, профессор, директор института "Детства" ФГБОУ ВПО "Новосибирский государственный педагогический университет" (ректор - проф. А.Д. Герасёв)
3 - канд. психол. наук, доцент кафедры практической психологии НОУ ВПО "Новосибирский гуманитарный институт" (ректор - проф. Е.А. Соколков)
4 - педагог-психолог МБС (К) ОУ С (К) ОШ N53 VIII вида, г. Новосибирска (директор - Т.А. Тимофеева)

Статья носит эмпирический характер. Основной целью статьи является представление результатов пилотажного исследования о разработке, апробации и психометрической проверке проективной методики "Крик". В основу методики положен голосовой стимул - крик, детерминирующий сочинение испытуемым рассказа. На основании рассказа определяются различные виды страхов и агрессии. Представленные результаты о надёжности и валидности методики демонстрируют, что методика "Крик", являясь надёжным и по содержанию валидным психометрическим инструментом, даёт возможность комплексно выявить индикаторы страха и агрессии личности.

Ключевые слова: страх, агрессия, проекция, звуковой сигнал, крик, диагностика, валидность, надёжность.

Библиография: 7 источников.

Shout technique as projective diagnostic method of fear and aggression

© Agavelyan О.К., Agavelyan R.О., Perevozkin S.B., Perevozkina Y.M., Rusina N.B., 2011
1 - Doctor of Psychology, Professor of Federal State Budget Educational Establishment of Higher Professional Education Novosibirsk State Pedagogic University (rector - Professor A.D. Gerasev)
2 - Doctor of Psychology, Professor, Director of Institute of Childhood of Federal State Budget Educational Establishment of Higher Professional Education Novosibirsk State Pedagogic University (rector - Professor A.D. Gerasev)
3 - Candidate of Psychological Sciences, Assistant Professor of Practical Psychology of Non4State Educational Establishment of Higher Professional Education Novosibirsk Human Sciences Institute (rector - Professor E.A. Sokolkov)
4 - Educating Psychologist of Municipal Budgetary Special (Correction) Educational Establishment Special (Correction) Comprehensive School No.53 of VIII type, Novosibirsk (director - T.A. Timofeeva)

The article is of empirical character. The main objective of the article is representation of results of pilot research about development, approbation and psychometric testing of the projective technique Shout. The basis of the technique is formed of the vocal stimulus - a shout that determines composition by the examinee of the story. On the basis of the story various kinds of fears and aggression are defined. The presented results about reliability and validity of the method show that the Shout technique, being a reliable and a valid psychometric tool by composition, gives the chance for complex identification of fear and aggression indicators.

Keywords: fear, aggression, projection, sound signal, shout, diagnostics, validity, reliability.

Bibliography: 7 sources.

Вернуться к оглавлению